Правила по юридико-техническому оформлению проектов правовых актов Совета
ПРАВИЛА
ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ ПРАВОВЫХ АКТОВ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
МЫСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие правила по юридико-технического оформления проектов правовых актов Совета народных депутатов Мысковского городского округа (далее — Правила), разработаны в целях установления единообразных требований к оформлению правовых актов Совета народных депутатов Мысковского городского округа (далее — Совет народных депутатов) и определяет структуру проектов правовых актов, разрабатываемых субъектами правотворческой инициативы.
1.2. Действие настоящих Правил распространяется на проекты правовых актов, вносимых и принимаемых Советом народных депутатов (далее — проект правового акта, проект решения).
Правила содержать требования к оформлению принятых решений Совета народных депутатов (далее — решение Совета), внесению изменений, дополнений в правовые акты Совета народны депутатов (далее — правовой акт Совета).
1.3. Цель настоящих Правил состоит в обеспечении высокого качества оформления и содержания проектов решений путем соблюдения единообразия в выборе и использовании правил и приемов юридической техники.
1.4. Разработка проекта решения осуществляется на основании следующих основных принципов:
соответствие проекта решения Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам Кемеровской области и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Кемеровской области, Уставу Мысковского городского округа, правовым актам Мысковского городского округа;
соотнесение содержащихся в проекте решения правовых норм, поручений с нормами ранее изданных по данному вопросу правовых актов в целях исключения дублирования и противоречий;
краткое, последовательное, четкое изложение текста проекта решения, исключающее возможность его произвольного толкования;
определение в проекте решения исполнителей и сроков исполнения поручений;
недопущение включения в текст проекта решения положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
2. НАИМЕНОВАНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ
2.1. Наименование проекта решения отражает его содержание и предмет правового регулирования. Наименование проекта решения должно быть точным, четким и максимально кратким, правильно отражать предмет его правового регулирования.
2.2. С отступом 20 мм от верхнего края страницы по ее центру в черно-белом цвете, размером 15*20 мм размещается герб Мысковского городского округа, утвержденный решением Мысковского городского Совета народных депутатов от 22.11.2012 № 55-н «Об утверждении положения о гербе Мысковского городского округа».
Под гербом по центру страницы в пять строк полужирным шрифтом, печатаются слова: «Российская Федерация (первая строка), Кемеровская область (вторая строка), Мысковский городской округ (третья строка), Совет народных депутатов Мысковского городского округа (четвертая строка), порядковый номер созыва Совета народных депутатов (пятая строка)».
Параллельно строки «Российская Федерация (первая строка)» по правой стороне страницы указывается слово «Проект» без кавычек.
Через один межстрочный интервал заглавными буквами полужирным шрифтом с выравниванием текста по центру страницы печатается слово «РЕШЕНИЕ.
2.3. В решениях Совета проставляется две даты:
Первая: дата проведения заседания Совета народных депутатов, на котором было принято соответствующее решение Совета. Запись о дате проведения заседания Совета народных депутатов делается через один-два межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы) ниже названия решения, в четыре строки с выравниванием текста по правой стороне страницы строчными буквами простым шрифтом, в конце точка не ставится.
Пример:
«Принято
Советом народных депутатов
Мысковского городского округа
24 января 2017 года»
Вторая: в нормативных решениях Совета это дата подписания решения Совета народных депутатов главой Мысковского городского округа в установленном порядке; в решениях Совета, не носящих нормативного характера это дата подписания решения Совета народных депутатов председателем Совета, которая является датой решения Совета.
Дата решения Совета проставляется ручным способом под словом «РЕШЕНИЕ», с нижним подчеркиванием, словесно-цифровым способом, в последовательности: день месяца (цифрой), месяц (словестно), год (цифрой). Дату подписания решения Совета народных депутатов председателем Совета и главой Мысковского городского округа проставляют специалисты Совета народных депутатов.
После даты решения Совета народных депутатов на этой же строке проставляется номер, присвоенный принятому решению Совета.
Принятым нормативным решениям Совета присваиваются номера с буквенным обозначением «н». Пример: «от 24 января 2017 г. № 10-н» .
Принятым решениям Совета не носящим нормативного характера присваиваются номера без буквенного обозначения. Пример: «от 24 января 2017 г. № 10».
Номер присвоенный решению Совета проставляют специалисты Совета народных депутатов одновременно с датой решения Совета.
2.4. Ниже даты и номера решения через один-два межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы), с выравниванием текста по центру страницы с заглавной буквы строчными буквами полужирным шрифтом печатается наименование проекта решения, без кавычек, точка в конце наименования не ставится.
Наименование заключает в себе ответ на вопрос «о чем (о ком)?» содержание проекта решения.
В наименовании проекта решения, принимаемого на определенный временной период, указывается период действия данного решения.
Перечислять в наименовании проекта решения все вносимые ранее изменения в основной правовой акт Совета, в который вносятся изменения, нет необходимости.
Если вносятся изменения в ряд правовых актов Совета, то наименование проекта решения излагается следующим образом: «О внесении изменений в отдельные правовые акты Совета народных депутатов по вопросам….».
Конкретизация наименования проекта решения о внесении изменений или дополнений возможна в том случае, если изменения вносятся в один правовой акт.
3. ПРЕАМБУЛА ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ
3.1. Преамбула (введение) — вводная или вступительная часть проекта решения, определяющая цели и задачи принятия решения. В преамбуле также указываются мотивы принятия решения, нормативные правовые акты Российской Федерации, Кемеровской области, Мысковского городского округа на основании, в развитие и во исполнение которых принимается решение.
Преамбула печатается ниже наименования через один-два межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы) с выравниванием текста по ширине страницы прописными буквами.
3.2. Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не содержит определения понятий;
не делится на статьи, пункты;
не содержит ссылки на другие законы, решения, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием решения;
не формулирует предмет регулирования проекта решения;
не нумеруется.
3.3. В преамбуле проекта решения указываются соответствующие статьи Устава Мысковского городского округа, а при необходимости — правовые акты Совета народных депутатов, устанавливающие полномочия Совета народных депутатов.
Если основанием к принятию проекта решения является нормативный правовой акт Российской Федерации, Кемеровской области, то в преамбуле проекта решения указываются его вид, дата (цифровым способом), номер, наименование.
3.4. Преамбула проекта решения завершается словом «решил» напечатанным полужирным шрифтом, выполненным прописными буквами.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ
4.1. Положения проекта решения должны быть однозначными, не допускающими возможность их произвольного толкования. Стиль изложения проекта решения должен быть официально-деловым, без применения метафор, аллегорий, устаревших или сленговых терминов и выражений.
Проект решения должен содержать только положения, регулирующие взаимосвязанные друг с другом вопросы.
4.2. Проект решения не должен содержать не применимые или не выполнимые на практике положения (предписания), а также положения (предписания), неисполнение которых не влечет юридических последствий. Не допускается использование слов и выражений, не имеющих юридического содержания и делающих исполнение предписаний невозможным для контроля, например: «усилить», «укрепить», «активизировать», «повысить».
4.3. В проекте решения должны быть даны определения вводимых технических, научных и специальных терминов, если они не определены действующим законодательством.
Использование в проекте решения новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения, ставшие в русском языке общеупотребительными.
Слова и выражения в проекте решения используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном и областном законодательстве. Не допускается обозначение в проекте решения разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, а также использование узкоспециальных терминов, не применяемых при построении норм законов.
Термины в проекте решения должны использоваться в том значении, которое придается им в действующем законодательстве.
4.4. После изложения содержания проекта решения, в проекте решения последующие пункты решения излагаются в следующей последовательности:
1) При необходимости отмены, признания утратившими силу правовых актов Совета вносится соответствующий пункт в проект решения.
Пример:
«Признать утратившим силу решение Мысковского городского Совета народных депутатов от 18.08.2011 № 39 «Об утверждении Порядка ……….»,
или
«Отменить решение Совета народных депутатов 18.08.2011 № 39-н «Об утверждении Порядка ……….».
2) Если решение Совета носит нормативный характер, то следующий пункт проекта решения излагается следующим образом.
Пример:
«Настоящее решение направить главе Мысковского городского округа для подписания и опубликования (обнародования) в установленном порядке».
Решение Совета не нормативного характера для информирования населения также может быть опубликовано, в связи с этим пункт проекта решения излагается следующим образом.
«Настоящее решение подлежит опубликованию в городской газете «Мыски» для информирования населения».
3) Далее указывается период вступления в силу решения Совета.
Примеры:
«Настоящее решение вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования (обнародования)»,
или
«Настоящее решение вступает в силу с 01.01.2014 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования».
В случае необходимости придания решению Совета обратной силы используется формулировка «и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с …».
Пример:
«Настоящее решение вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования (обнародования), и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2014 года».
4) В том случае если решение Совета необходимо направить для информирования, исполнения, а также если решение содержит рекомендации (поручения), то в решении печатается пункт с содержанием наименования соответствующего органа власти, муниципального учреждения, предприятия, в случае необходимости инициалы и фамилия должностного лица которому даны рекомендации (поручения).
Пример:
«Настоящее решение направить в Совет народных депутатов Кемеровской области».
или
«Начальнику отдела МВД России по г.Мыски рекомендовать……».
5) Последним пунктом проекта решения печатается ссылка на должностное лицо Совета или комитет Совета народных депутатов, на которые возлагается контроль за исполнением принятого решения.
Пример:
«Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой»,
или
«Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Совета народных депутатов Мысковского городского округа»,
или
«Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комитет Совета народных депутатов Мысковского городского округа по (название профильного комитета Совета) (в скобках инициалы и фамилия председателя профильного комитета Совета)».
6) В нормативном решении Совета, ниже текса решения через один-три межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы), с выравниванием текста по ширине страницы с заглавной буквы строчными буквами полужирным шрифтом делаются две записи:
первая: в две строки «Председатель Совета народных депутатов Мысковского городского округа» напротив второй строки ставится подпись и расшифровка подписи (инициалы и фамилия);
вторая: ниже от первой записи через один-три межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы) в одну строку «Глава Мысковского городского округа» напротив ставится подпись и расшифровка подписи (инициалы и фамилия).
В решениях Совета, не носящих нормативного характера, ниже текса решения через один-четыре межстрочных интервала (в зависимости от наполняемости страницы), с выравниванием текста по ширине страницы с заглавной буквы строчными буквами полужирным шрифтом делается одна запись в две строки «Председатель Совета народных депутатов Мысковского городского округа» напротив второй строки ставится подпись и расшифровка подписи (инициалы и фамилия).
Пример:
« ТЕКСТ РЕШЕНИЯ
Председатель Совета народных депутатов
Мысковского городского округа (подпись) (инициалы, фамилия)
Глава Мысковского городского округа (подпись) (инициалы, фамилия)»;
или
« ТЕКСТ РЕШЕНИЯ
Председатель Совета народных депутатов
Мысковского городского округа (подпись) (инициалы, фамилия) ».
5. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ ТЕКСТА ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ
5.1. Даты и календарные сроки в тексте проект решения указываются цифровым способом в следующей последовательности: число, месяц, год с добавлением слова «год» в соответствующем падеже, без сокращения.
Временной период может быть указан римскими цифрами.
Пример:
«10.10.2013 года, с 10.10. 2013 года, в срок до 10.10.2013 года, за 6 месяцев 2013 года, в первом полугодии 2013 года, в I квартале 2013 года».
5.2. При написании чисел используются словесный (например: четыре метра, пять листов), цифровой (например: 300, 12500) и словесно-цифровой (например: 50 тысяч, 150 миллионов) способы.
Буквенная форма написания чисел рекомендуется для обозначения однозначных чисел, если они стоят не при денежных единицах и не при единицах измерения (например: за шесть месяцев, но: 9 тонн, 6 рублей). Если однозначные числа стоят в ряду многозначных, для их обозначения используется цифровая форма (например: от 8 до 12 лет).
Словесно-цифровой способ применяется, как правило, для обозначения многозначных целых и дробных чисел в виде сочетания цифр с числительными (тысяча, миллион, миллиард, триллион) или их сокращениями (тыс., млн., млрд., трлн.).
Пример:
«5 тыс. рублей, 5 млн. рублей, 5 млрд. рублей, 5,3 трлн. рублей;
12 метров, 12 тонн, 100 рублей, но: 12 куб. метров, 16 тыс. тонн, 10 тыс. рублей».
При написании сложных существительных и прилагательных, имеющих в своем составе числительные, применяется буквенный или словесно-цифровой способ.
Пример:
«150-летие, 3-дневный, 25-процентный или пятидесятилетие, трехмесячный».
Числительные «полтора», «два с половиной» и им подобные рекомендуется обозначать цифрами (например: в 1,5 раза, 2,5 метра).
Проценты рекомендуется обозначать в тексте сочетанием числа в цифровой форме и слова «процент» в соответствующем числе и падеже.
Пример:
«по ставке 5 процентов, на 21 процент».
Существительное после дробного числа согласуется с дробной его частью и ставится в родительном падеже единственного числа.
Пример:
«25,4 процента, 8,5 метра, 46,2 кв. метра, но 28,5 тыс. метров».
При оформлении дат, сроков, денежных выражений разделение словесных и цифровых выражений или перенос их на другую строку или страницу не допускается.
5.3. Если подряд следуют два порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами и разделенных запятой или соединенных союзом, наращение указывается после каждого числительного, дважды.
Пример:
«5-й, 6-й классы; 9-е или 10-е классы; 60-е и 70-е годы».
При написании подряд нескольких порядковых числительных, обозначенных арабскими цифрами, наращение указывается только у последнего числительного.
Пример:
«8 — 10-е классы, за 70 — 80-е годы».
5.4. Не требуют наращения такие порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, как номера томов, глав, страниц, приложений, таблиц и другие, если родовое слово предшествует числительному.
Пример:
«в главе 5, на странице 12, в таблице 6, из приложения 8».
5.5. Знак номера перед порядковыми числительными, обозначающими номера глав, страниц, приложений, таблиц не ставится.
Римскими цифрами, как правило, обозначают века, кварталы, порядковые номера конференций, конгрессов, международных объединений, ассамблей, спортивных состязаний.
Пример:
«XX век, IV квартал, XII Олимпийские игры».
5.6. Используемые в тексте аббревиатуры должны быть раскрыты.
Аббревиатуры, читаемые по названиям букв, не склоняются и пишутся прописными буквами.
Пример:
«МВД, МБДОУ, МГУ, ФСБ».
Аббревиатуры, читаемые по звукам, склоняются, если они оканчиваются на согласную букву (исключение: ООН) и пишутся:
1) прописными буквами, если образованы от имен собственных;
Пример:
«из МИДа, на БАМе».
2) строчными буквами, если образованы от имен нарицательных (за исключением случаев закрепившегося написания прописными буквами аббревиатур ГЭС, ТЭЦ, СМИ, РЭУ и некоторых других).
Пример:
«вуз, нэп, орс (из вуза, при нэпе, орсу)».
5.7. Для удобства изложения последующего текста проекта решения могут применяться сокращения (названия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, правовых актов и т.п.), о чем указывается непосредственно после первого упоминания сокращаемого словосочетания. При этом сокращенное словосочетание указывается в именительном падеже с прописной буквы.
Пример:
«Устав Мысковского городского округа (далее — Устав)».
В иных случаях сокращения указываются в именительном падеже со строчной буквы.
Пример:
«инвалиды боевых действий (далее — инвалиды)».
5.8. В написании имен, географических названий, терминов, должностей, учреждений, единиц измерений и так далее должно соблюдаться единообразие принципов и форм сокращения.
5.9. В тексте проект решения, за исключением формул, таблиц, не допускается применять математический знак «-» перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»); применять без числовых значений математические знаки, например: «>» (больше), «<» (меньше), «=» (равно), «+» (плюс), и их сочетания, а также знак «%» (проценты).
Знаки №, % и другие при нескольких числах (когда они обозначают соответствующие понятия во множественном числе) не удваиваются и ставятся только один раз.
Пример:
«приложения № 5 и 7; № 5, 6, 7; от 50 до 60%; 50, 60 и 70%».
6. ДЕЛЕНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ НА СТРУКТУРНЫЕ ЕДИНИЦЫ
6.1. Деление проекта решения на структурные единицы систематизирует его, позволяет осуществлять на него ссылки, упрощает пользование им.
Применяются следующие структурные единицы проекта решения по нисходящей:
статья;
раздел;
пункт;
подпункт;
абзац.
6.2. Статья проекта решения может быть разбита на части, имеет наименование, порядковый сквозной номер, обозначенный цифровым способом арабскими цифрами.
6.3. Раздел проекта решения:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование;
печатается по центру страницы с прописной буквы.
Пример:
«I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ»
6.4. Пункт проекта решения является его основной структурной единицей.
Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и наименований не имеют.
Нумерация пункта (подпункта) арабскими цифрами в десятичной системе с точками между двумя цифрами допускается только в случаях, когда необходимо дополнить правовой акт Совета новым пунктом между уже существующими пунктами.
Пример:
«1. ________________ (пункт 1)
1.1. ______________ (пункт 1.1.)
2. ________________ (пункт 2)».
Пункты могут подразделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита или арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.
Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы. При этом использование дефиса при обозначении абзацев не допускается.
6.5. Нумерация разделов проекта решения должна быть сквозной. Нумерация пунктов производится в пределах каждого раздела проекта решения.
Если правовой акт Совета дополняется новыми структурными единицами между уже существующими, то их необходимо обозначать дополнительными цифрами (например, в случае необходимости дополнить текст структурной единицей между пунктами 2 и 3 — ее следует обозначить цифрами «2.1»).
6.6. Целесообразно избегать включения в проект решения примечаний к пунктам, разделам или проекту решения в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных пунктов или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
Примечания, сноски в тексте проекта решения могут использоваться в приложениях к проекту решения в случае, когда содержание примечания, сноски невозможно изложить в структурной единице проекта решения.
Примечания располагаются в конце приложения и обозначаются словом «Примечание». При наличии нескольких примечаний они нумеруются арабскими цифрами.
Знак сноски указывается звездочкой или арабской цифрой. Сноска располагается в конце листа и отделяется от текста горизонтальной линией слева. Сноска к положениям, изложенным в таблице, располагается после таблицы.
6.7. Проекты решений могут иметь приложения, содержащие программы, регламенты, правила, положения, перечни, таблицы, графики, образцы документов и т.д.
В тексте проекта решения в таком случае указывается ссылка на приложение, при помощи слов «согласно приложению», «(приложение 1)».
Примеры:
«Утвердить Прогнозный план приватизации на 2014 год согласно приложению.»,
или
«Утвердить Положение о ______________ (приложение 1)».
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы со ссылкой на вид решения Совета, его дату (цифровым способом) и регистрационный номер.
Пример:
«Приложение
к решению Совета народных депутатов
Мысковского городского округа
от ____________ №_________».
Если проект решения содержит несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака №.
При ссылках на приложения в тексте проекта решения знак № также не указывается.
Пример:
«согласно приложению 3 к настоящему решению».
6.8. Приложения к проекту решения должны иметь наименования, включающие указание на вид документа (положение, порядок, правила, перечень, реестр, схема, план, график, мероприятия программы и т.п.).
Наименование приложения располагается по центру страницы прописными буквами полужирным шрифтом и отделяется от обозначения приложения двумя межстрочными интервалами.
Расстояние от наименования до текста приложения должно быть два межстрочных интервала.
6.9. Документы, утверждаемые правовыми актами в виде приложений, могут иметь свои приложения.
Пример:
«Приложение 2
к Положению о ____________».
6.10. Графы и строки таблицы в тексте проекта решения или в приложении к нему должны иметь наименования (заголовки), выраженные именами существительными в именительном падеже. Наименования (заголовки) граф и строк указываются с прописной буквы. Точка в конце наименований (заголовков) граф и строк не ставится.
Если в тексте проекта решения или в приложении имеются таблицы, то тематический заголовок оформляется следующим образом:
Пример:
«Приложение
к решению Совета народных депутатов
Мысковского городского округа
от ___________ № __
ПЕРЕЧЕНЬ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ (НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО)
№ п/п | Наименование имущества | Месторасположения | Общая площадь кв.м. | Характеристика | Назначение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | помещение (офис) | г.Мыски, ул.Советская, 31 | 30,2 | на 1-м этаже 5-ти этажного кирпичного жилого дома | нежилое |
2 | помещение (магазин) | г.Мыски, ул.Советская 30, помещение 2 | 70,6 | на 1-м этаже кирпичного 4-х этажного жилого дома | нежилое |
».
В двух- или многоярусном расположении заголовков граф таблицы заголовки верхнего яруса пишутся с прописной буквы, а заголовки второго, третьего и т.д. ярусов граф пишутся со строчной буквы, если они грамматически подчинены заголовкам верхнего яруса граф.
Заголовки второго, третьего и т.д. ярусов графы пишутся с прописной буквы, если они грамматически не подчинены стоящему над ними заголовку графы.
Номера граф и строк таблицы указываются без точек.
Таблица может иметь «альбомное» расположение.
7. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ
7.1. Проект решения и прилагаемые к нему документы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным Постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 года № 65-ст.
Текст печатается отчетливо черной краской с применением компьютерной техники с использованием текстового редактора Word for WiN dows версии 6.0 и выше, а при оформлении в тексте проекта таблиц допускается использование редактора электронных таблиц Excel, шрифт «Times New Roman» размером 12. В исключительных случаях минимальный размер шрифта таблиц может быть уменьшен, но не менее чем до 8.
7.2. Проект решения (в том числе приложения к ним) должны иметь нумерацию страниц. Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.. Номер на первой странице не ставится. Страницы проекта решения и приложений к нему должны иметь сквозную нумерацию.
7.3. Проект решения не должен содержать исправлений, пометок. Текст должен быть отпечатан отчетливо и ровно.
Каждый лист документа должен иметь поля не менее:
левое — 30 мм;
правое — 15 мм;
верхнее — 20 мм;
нижнее — 20 мм.
8. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК
8.1. Ссылки в пунктах проектов решений на другие пункты, а также на ранее принятые правовые акты Совета применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
8.2. В ссылках указываются вступившие в силу правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты, а также на проекты правовых актов недопустимы.
8.3. При использовании в проекте решения ссылки на иной правовой акт указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, его дата (с использованием цифрового способа изложения), регистрационный номер и наименование.
Примеры:
«В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,
или
«Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
8.4. При неоднократных ссылках на один и тот же правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:
Пример:
«В соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).
8.5. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Устав Мысковского городского округа оформляются следующим образом:
Пример:
«В соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации, руководствуясь статьей 32 Устава Мысковского городского округа».
8.6. При ссылке на Кодекс дата подписания и регистрационный номер Кодекса не указываются.
Пример:
«Регулируются Земельным кодексом Российской Федерации» или «в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации».
8.7. При ссылках на конкретную главу и статью Кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части Кодекса не указывается.
Пример:
«Регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации» или «в порядке, установленном статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации» или
«в соответствии с главой 29 Налогового кодекса Российской Федерации».
8.8. При ссылке не на весь правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
«Регулируются подпунктом «б» пункта 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от __________ № _____ «_______».
8.9. Статьи, разделы, пункты, подпункты при ссылке на них обозначаются цифрами; подпункты, обозначенные строчными буквами русского алфавита, указываются в кавычках.
Пример:
«подпункт «а» пункта 2; разделы III и IV».
8.10. Обозначения абзацев и предложений при ссылках на них указываются словами.
Пример:
«абзац второй пункта 1» или «в соответствии с первым предложением абзаца первого пункта 1».
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
8.11. Ссылка в проекте решения на его структурные единицы оформляется при помощи слова «настоящий».
Примеры:
«содержащиеся в разделе II настоящего решения;
в связи с положениями настоящего раздела;
в соответствии с пунктом 1 настоящего решения;
в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта;
регулируется подпунктом «а» пункта 2 настоящего решения».
8.12. В тексте проекта решения недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
9. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ, ДОПОЛНЕНИЙ В ПРАВОВЫЕ АКТЫ
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
9.1. Проекты решений о внесении изменений или дополнений в ранее принятые правовые акты Совета принимаются в целях:
приведения правовых актов в соответствие с вновь принятыми правовыми актами Российской Федерации, Кемеровской области, Мысковского городского округа;
устранения множественности или неопределенности правовых норм по одним и тем же вопросам;
устранения выявленных технических ошибок;
устранения выявленных коррупциогенных факторов.
9.2. Внесением изменений или дополнений считается:
замена слов или цифр; исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу правового акта Совета (статьи, раздела, пункта, подпункта, абзаца);
новая редакция структурной единицы правового акта Совета;
дополнение структурной единицы нормы правового акта Совета новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение правового акта Совета новыми структурными единицами;
приостановление действия правового акта Совета или его структурных единиц;
продление действия правового акта Совета или его структурных единиц.
9.3. При внесении изменений, дополнений в правовые акты Совета обязательно указываются его вид, дата, регистрационный номер, наименование.
Пример:
«О внесении изменений в решение Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 26.09.2013 № 4-н «О приведении …………………………………….».
9.4. Изменения, дополнения всегда вносятся только в основной правовой акт Совета. Вносить изменения, дополнения в основной правовой акт Совета путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.
Исключение могут составлять ситуации, когда в изменяющем правовом акте Совета корректируются положения о его вступлении в силу либо возникла необходимость внести изменения в правовой акт Совета, не вступившее в силу.
9.5. Внесение в основной правовой акт Совета норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельное решение Совета или в правовой акт Совета вводятся специальные переходные положения.
9.6. При внесении изменений в правовой акт Совета соответствующий текст изменений заключается в кавычки.
9.7. Вносимые изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения. Указание на раздел правового акта Совета не требуется при наличии нумерованных пунктов в данном разделе. При внесении изменений в правовой акт Совета сначала указывается, какая структурная единица изменяется, затем указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт Совета следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
9.8. При дополнении правового акта Совета структурной единицей указывается точное месторасположение дополняемых структурных единиц со ссылкой на соответствующий раздел правового акта Совета. Ссылка на раздел не требуется при наличии нумерованных пунктов в данном разделе.
9.9. Допускается внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт Совета, т.е. замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по всему тексту».
9.10. При внесении дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
«Пункт 6 после слов «___________» дополнить словами «___________».».
9.11. В случае если дополняется словами структурная единица и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
«Пункт 1 дополнить словами «___________».».
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
9.12. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы правовой акт Совета оформляется следующим образом:
Пример:
«1. Внести в решение Совета народных депутатов от ____ № __ « ________» следующие изменения:
1) в подпункте «а» пункта 2 слова «___________» заменить словами «___________»;
2) пункт 4 после слов «___________» дополнить словами «___________»;
3) второе предложение пункта 8 исключить.».
9.13. При внесении изменений в таблицу, необходимо излагать: «в графе 5 строки 7 слово «___» заменить словом «___», используется только в случае внесения изменений в одну ячейку таблицы.
Если же вносятся изменения более чем в одну ячейку таблицы, то вся строка излагается в новой редакции.
9.14. При дополнении правого акта Совета пунктами, подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце раздела или пункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых пунктов или подпунктов.
9.15. В целях сохранения структуры правового акта Совета:
при необходимости включения в структурную единицу новых двух и более абзацев, имеющих разное местоположение, дается новая редакция этой структурной единицы;
при необходимости включения между абзацами текста одного или более новых абзацев в одном месте новая редакция всей структурной единицы, к которой относится включенный абзац (абзацы), не приводится;
при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац не участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
9.16. Новое решение Совета принимается с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правого акта Совета в случаях, если:
необходимо внести в правовой акт Совета изменения, требующие его переработки по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в правовой акт Совета изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта Совета, причем частично.
9.17. Структурная единица правового акта Совета излагается в новой редакции в случаях, если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы.
9.18. Изложение структурной единицы правового акта Совета в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
9.19. При необходимости изложить одну структурную единицу правового акта Совета в новой редакции применяется следующая формулировка.
Пример:
«Внести в пункт 16 решения Совета народных депутатов от _____ № ___________ « ___________» изменения, изложив его в следующей редакции: «16._________________».
9.20. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа».
9.21. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин «слова».
Пример:
«слова «в 100 раз» заменить словами «в 200 раз».
9.22. При одновременном внесении в правовой акт Совета изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно.
Пример:
«1. Внести в решение Совета народных депутатов от ____№ ____ «________» следующие изменения:
1) в пункте 1 слова , «_____» заменить словами «_____»;
2) пункт 5 признать утратившим силу;
4) в пункте 10 слова «______» исключить.».
9.23. Если проектом решения предусматривается изложение в новой редакции приложения к правовому акту Совета, текст новой редакции приложения является приложением к тексту изменяющего решения Совета народных депутатов.
Пример:
«Приложения 1 — 7 к Программе изложить в редакции согласно приложениям 1 — 7 к настоящему решению.»,
или
«Приложение 1 к решению Совета народных депутатов изложить в редакции согласно приложению к настоящему решению.».
Если проектом решения предусматривается изложение в новой редакции приложения к правовому акту Совета, то новая редакция приложения должна содержать гриф излагаемого в новой редакции приложения.
Пример:
« Приложение 2
к решению Совета народных депутатов
Мысковского городского округа
от _____ №______
«Приложение 1
к решению Совета народных депутатов
Мысковского городского округа
от 10.10.2013 № 15-н
ПОЛОЖЕНИЕ
О………….
…………………………………………………………………….».
10. ПРИЗНАНИЕ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
10.1. Действие правовых актов Совета народных депутатов начинается со дня вступления их в силу и прекращается в день утраты ими юридической силы.
10.2. Признание утратившими силу правовых актов Совета без признания утратившими силу в виде отдельных позиций всех правовых актов Совета (их структурных единиц), которыми в разное время в основной правовой акт Совета вносились изменения, не допускается.
В перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
правовые акты Совета, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты Совета, которыми в текст основного правового акта Совета ранее вносились изменения;
правовые акты Совета, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт Совета, а только его отдельные структурные единицы. При этом отдельными позициями указываются как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты Совета, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.
10.3. Перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, оформляется, самостоятельным решением Совета. В исключительных случаях перечень может быть самостоятельным пунктом в правовом акте Совета, устанавливающем новое правовое регулирование, правовом акте Совета о внесении изменений в правовые акты Совета и признании утратившими силу некоторых правовых актов Совета.
10.4. Перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем, чтобы не был упущен ни один правовой акт Совета, противоречащий новому правовому акту Совета, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один правовой акт Совета или его часть, сохраняющие свое значение.
10.5. Перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, должен содержать вид правового акта, дату, регистрационный номер, наименование правового акта.
10.6. Каждый правовой акт Совета включается в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции.
10.7. При признании утратившим силу всего правового акта Совета, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, данный правовой акт Совета включается с его первоначальным наименованием. Правовой акт Совета, изменивший наименование первого правового акта Совета, включается в перечень в виде отдельной позиции.
При признании утратившей силу структурной единицы правового акта, наименование которого было изменено, в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, правовой акт включается с измененным наименованием.
10.8. При признании утратившей силу структурной единицы правового акта Совета, которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена позднее), в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются данная структурная единица и структурная единица правового акта Совета, которым утрачивающая силу структурная единица была дополнена.
10.9. Правовые акты Совета в перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их принятия). В пределах одной и той же даты принятия правовые акты Совета располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.
10.10. При необходимости установить в одном перечне правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых они признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с датой (сроком) утраты силы.
10.11. Если в правовом акте Совета осталась одна структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признать утратившим силу весь правовой акт Совета полностью, а не только эту структурную единицу.
10.12. Если в правовом акте Совета имеются нормы, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты Совета, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт Совета он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких норм.
10.13. В перечни правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, следует включать не только правовые акты, которые действовали до принятия нового правового акта Совета, но также правовые акты по данному вопросу, которые ранее фактически утратили силу либо были поглощены последующими правовыми актами Совета, но не были признаны утратившими силу в установленном порядке.
10.14. В перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) Совета временного характера в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их действия не истек, либо если из их содержания с очевидностью не ясен временный характер их действия.
Если действие правового акта Совета временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт Совета, так и продлевающий его действие правовой акт Совета.
10.15. Если подлежащая признанию утратившей силу структурная единица содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, включается только эта структурная единица, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.
10.16. Если в структурной единице наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов Совета, подлежащих признанию утратившими силу, включается эта структурная единица только в части, относящейся к приложению.
10.17. Если правовой акт Совета еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, либо судом установлено, что данный правовой акт Совета при принятии изначально не соответствовал требованиям действующего законодательства, применяется термин «отменить».
10.18. Если правовой акт Совета был признан утратившим силу ошибочно, то принимается новый правовой акт Совета. В данном правовом акте указывается, что признанный утратившим силу правовой акт Совета признается действующим и вносятся соответствующие изменения в правовой акт Совета, признавший его утратившим силу.
10.19. Признание утратившим силу раздела влечет одновременную утрату силы его пунктов. Признание утратившим силу пункта влечет одновременную утрату силы его подпунктов.
11. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ
11.1. Проекты решений, устанавливающие новое правовое регулирование, оформляются в соответствии с настоящими Правилами.
11.2. В отношении ранее принятых правовых актов Совета, не полностью отвечающих требованиям настоящих Правил, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Правилами структуры статьи).
При ссылках на структурные единицы существующих правовых актов, внесении в них изменений, дополнений и признании утратившими силу структурных единиц правовых актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных правовых актах Совета.
11.3. При подготовке проектов нормативных правовых актов, вносимых в порядке законодательной инициативы, применяются правила юридико-технического оформления законопроектов в соответствии с действующим законодательством.